16.02.2020

Женщина, о которой говорит здесь Иисус, это не женщина вообще, не девушка и не собственная жена, а замужняя женщина, принадлежащая другому мужчине. Надо помнить, что Иисус не призывает к аскетизму, требовавшему или полного воздержания от сексуальных отношений, или воздержанности в браке. Как правило, именно женщина чаще всего обвинялась в супружеской измене. Мужчина же мог быть виноват в нарушении верности лишь по отношению к мужу, на жену или невесту которого он посягнул, но не был виноват перед своей женой. Он мог ходить к проституткам и опять же не был виновен в нарушении заповеди. Конечно, такое его поведение навлекало осуждение, но несравнимое с тем, когда подобный проступок совершала женщина. В древности люди были убеждены, что сексуальное желание не подвластно разуму и его не может держать в узде даже мужчина, обладающий большей выдержкой, чем женщина. Вот почему женщину старались держать под замком, чтобы ее видело как можно меньше мужчин. Это был практически единственный способ контроля над чувственностью. Если же женщина появлялась на улице, она закрывала лицо и закутывалась в покрывало. Мудрый человек должен был разговаривать с женщинами как можно меньше, даже с собственной женой. Именно поэтому появляются советы смотреть на женщину как можно реже или не смотреть вовсе. Так мужчина заботился о собственной чистоте, а женщина рассматривалась лишь как очень опасный предмет, способный отвлечь мужчину от изучения Закона. Иисус постоянно переходил такие традиционные границы приличий: Он разговаривал с женщинами, они сопровождали Его и даже были Его ученицами. Женщина была бесправным существом, она не считалась полноценным членом религиозной общины. Благочестивый еврей, как, кстати, и многие язычники того
времени, благодарили Бога за то, что не родились женщинами. Иисус встал на защиту их человеческих прав, уравняв их с мужчинами перед лицом Бога. Мужчина имеет обязанности перед женщиной и несет за нее ответственность. Когда Иисус запрещает похотливый взгляд, Он имеет в виду не только внутреннюю чистоту мужчины, но требует, чтобы он понял, что тем самым он оскорбляет женщину или провоцирует ее, пробуждая в ней ответное вожделение, оскверняющее ее.