Слово на ближайшее воскресенье

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА

5 АПРЕЛЯ

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
ВОСПОМИНАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Цвет облачений: красный. Освящение верб, крестный ход с вербами. Месса собственная, Верую, префация Вербного Воскресенья

1. В этот день Церковь вспоминает вход Христа Господа в Иерусалим для исполнения Пасхальной Тайны. Поэтому на всех Мессах следует совершать воспоминание этого входа Господня: в виде процессии или же торжественного входа перед главной Мессой и в виде простого входа — перед другими Мессами. Торжественный вход (но не собственно процессию) можно, помимо главной Мессы, совершить перед теми Мессами, которые служатся при большом стечении народа.

Там, где невозможно совершить ни процессию, ни торжественный вход, надлежит совершить Литургию Слова о входе Господнем в Иерусалим и Страстях Господа — либо в субботу вечером, либо в воскресенье в подходящее время.

ВОСПОМИНАНИЕ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ

Форма первая: Процессия

2. В назначенный час верующие собираются в малом храме или в ином подобающем месте вне того храма, куда направится процессия. Они держат в руках ветви.

3. Священник и диакон в литургических облачениях красного цвета, как для Мессы, приходят туда, где собрался народ. Вместо орната священник может надеть капу, которую он снимает по окончании процессии, облачаясь в орнат.

4. Тем временем поётся следующий антифон или иное соответствующее песнопение.

Антифон
Ср. Мф 21, 9

Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне. Царь Израилев! * Осанна в вышних!

5. Затем священник и верующие осеняют себя крестным знамением, при этом священник произносит: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем священник по обычаю приветствует народ; после этого он обращается к верующим с кратким наставлением, призывая их к действенному и осознанному участию в праздничных обрядах такими (или подобными) словами:

Возлюбленные братья и сёстры! После того, как за время сорокадневного поста мы подготовили наши сердца покаянием и делами милосердия, сегодня мы собираемся, чтобы со всею Церковью предварить Пасхальную Тайну Господа нашего, то есть Его страдания и Воскресение, во исполнение которых Он вошёл во святой град Иерусалим. Поэтому с верою и благочестием сотворим память этого спасительного входа и последуем за Господом, чтобы, по благодати приобщившись ко кресту Его, стать участниками воскресения и жизни.

6. После наставления священник с простёртыми руками произносит одну из следующих молитв:

Помолимся. Всемогущий, вечный Боже, освяти эти ветви Твоим + благословением, чтобы мы, с величаниями следуя за Христом-Царём, * смогли через Него достичь Небесного Иерусалима. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.

Или:

Умножь веру уповающих на Тебя, Боже, и милостиво услышь их усердные молитвы, чтобы, сегодня с ветвями приветствуя торжествующего Христа, * мы пребывали в единстве с Ним и приносили Тебе плоды добрых дел. Он живёт и царствует во веки веков. — Аминь.

Священник молча окропляет ветви освящённой водой.

7. Затем диакон или, в случае его отсутствия, священник провозглашает обычным образом Евангелие о входе Господа в Иерусалим по одному из четырёх Евангелий. Если уместно, может использоваться кадило.

ЕВАНГЕЛИЕ
Мф 21, 1-11

+ Чтение святого Евангелия от Матфея.

И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне. И если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется сказанное через пророка, который говорит: «скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли, и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Слово Господне.

8. После Евангелия может следовать краткая проповедь. Перед началом процессии священник, или диакон, или служитель-мирянин может обратиться к народу с такими (или подобными) словами:

Теперь, возлюбленные братья и сёстры, последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.

Либо

Последуем в мире, подобно народу, который приветствовал Христа.

В этом случае все отвечают:

Во имя Христово. Аминь.

9. Начинается обычным образом процессия, которая направляется в храм, где будет совершаться Месса. Если используется кадило, впереди идёт служитель, несущий дымящееся кадило; затем аколит или другой служитель, несущий крест, украшенный ветвями, согласно местным обычаям, между двумя другими служителями с горящими свечами. За ними следуют диакон, несущий книгу Евангелия, и священник со служителями. Следом за ними идут все верующие с ветвями в руках. Во время процессии хор и народ поют следующее песнопение (или иные подобающие песнопения в честь Христа-Царя):

Антифон 1

Отроки еврейские с ветвями масличными в руках * вышли навстречу Господу, * восклицая и говоря: * Осанна в вышних!

Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 24:

Господня земля и что наполняет её, *
вселенная и всё живущее в ней.
Ибо Он основал её на морях, *
и на реках утвердил её.

Антифон.

Кто взойдёт на гору Господню, *
или кто станет на святом месте Его?
Тот, у которого руки неповинны *
и сердце чисто, не лгавший.

Антифон.

Кто не клялся душою своею напрасно *
и не божился ложно ближнему своему;
тот получит благословение от Господа *
и милость от Бога, Спасителя своего.

Антифон.

Поднимите, врата, верхи ваши,
и поднимитесь, двери вечные, *
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы? — *
Господь сил, Он — Царь славы.

Антифон.

Антифон 2

Отроки еврейские постилали одежды по дороге, * восклицая и говоря: * «Осанна Сыну Давидову! * Благословен Грядущий во имя Господне!»

Этот антифон может повторяться между строфами Псалма 47:

Восплещите руками, все народы, *
воскликните Богу радостным голосом;
ибо Господь Всевышний приводит в трепет, — *
Он великий Царь над всею землёю.

Антифон.

Покорил нам народы и племена под ноги наши;
избрал нам наследие наше, *
красу Иакова, которого возлюбил.
Восшёл Бог при восклицаниях, *
Господь при звуке трубном.

Антифон.

Пойте Богу нашему, пойте; *
пойте Царю нашему, пойте.
Ибо Бог — Царь всей земли, *
пойте все искусно.

Антифон.

Бог воцарился над народами,
Бог воссел на святом престоле Своём; *
князья народов собрались к народу Бога Авраамова;
ибо властители земли — Божии; *
Он высоко превознесён.

Антифон.

ГИМН ХРИСТУ-ЦАРЮ

Хор:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Хор:

Ты — Царь Израиля, славный потомок Давида.
Ты во имя Господне грядёшь, Царь благословенный.

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Хор:

Все Тебя восхваляют: лики небесные — в вышних,
cмертные — на земле и всё творение с ними.

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Хор:

С пальмами люд еврейский вышел Тебе навстречу.
С ними и мы моленье Тебе, песнь и хвалу возносим.

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Хор:

Тебе, идущему на страсть, приносили дары хвалений.
Царственное величье Твоё ныне и мы воспеваем.

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

Хор:

Были милы Тебе их величанья — да будут милы и наши;
всякое благо мило Тебе, Царь всеблагой и кроткий.

Все:

Честь, и хвала, и слава, Тебе, наш Царь, Искупитель!
В веках звучит непрестанно: Осанна в вышних, осанна!

10. Когда процессия входит в храм, поётся следующий ответ или иное песнопение о входе Господа в Иерусалим:

Когда Господь входил во Святой Град, отроки еврейские, предвозвещая воскресение жизни, * с пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.

— Когда услышали люди, что Господь входит в Иерусалим, вышли навстречу Ему.

С пальмовыми ветвями взывали: Осанна в вышних.

11. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание и, если уместно, окаждает его. Затем идёт к предстоятельскому месту, где снимает капу, если использовал её, и облачается в орнат. Опустив иные Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.

Форма вторая: Торжественный вход

12. Там, где невозможно совершать процессию вне храма, следует совершить внутри храма воспоминание входа Господня в Иерусалим в виде торжественного входа перед главной Мессой.

13. Верующие собираются либо перед дверями храма, либо в самом храме, держа в руках ветви. Священник, служители и некоторые представители верующих приходят в подходящее место вне пресвитерия, выбранное так, чтобы по крайней мере большая часть верующих могла видеть обряды.

14. Когда священник подходит к означенному месту, поётся антифон «Осанна» или иное подобающее песнопение. Затем следует благословение ветвей и чтение Евангелия о входе Господа в Иерусалим, как указано выше (пп. 5-7). После чтения Евангелия священник торжественно шествует со служителями и представителями верующих через храм к пресвитерию. При этом поётся «Когда Господь входил» (п. 10) или другое подобающее песнопение.

15. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание. Затем идёт к предстоятельскому месту и, опустив Начальные обряды Мессы и, если уместно, «Господи, помилуй», произносит Вступительную молитву Мессы, которая затем продолжается в обычном порядке.

Форма третья: Простой вход

16. На всех других Мессах этого воскресенья, на которых не совершается торжественный вход, воспоминание входа Господня в Иерусалим следует совершить в виде простого входа.

17. Когда священник идёт к алтарю, поётся Входной антифон с Псалмом или другое песнопение на ту же тему. Подойдя к алтарю, священник воздаёт ему почитание, а затем идёт к предстоятельскому месту и, совершив крестное знамение, приветствует народ. После этого Месса продолжается в обычном порядке.

18. На других Мессах, на которых невозможно петь входное песнопение, священник, подойдя к алтарю и воздав ему почитание, произносит начальное приветствие, читает текст Входного антифона, после чего Месса продолжается в обычном порядке.

ВХОДНОЙ АНТИФОН
Ср. Ин 12, 1. 12-13; Пс 24, 9-10

За шесть дней до Пасхи, * когда пришёл Господь во град Иерусалим, * побежали Ему навстречу дети; * и держали они в руках пальмовые ветви * и велегласно восклицали, говоря: * Осанна в вышних! * Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.

Поднимите, врата, верхи ваши,
и поднимитесь, двери вечные,
и войдёт Царь славы!
Кто сей Царь славы?
Господь сил, Он — Царь славы.

Осанна в вышних!
Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.

МЕССА

19. После процессии или торжественного входа священник начинает Мессу со Вступительной молитвы.

20. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле Твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий * и удостоиться участия в Его Воскресении. Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ
Ис 50, 4-7

Чтение книги пророка Исаии.

Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего; каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Моё, чтобы Я слушал, подобно учащимся. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лицо Моё, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Слово Божие.

ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Пс 22

Припев: Боже мой, Боже, не оставь меня.

Все, видящие меня, ругаются надо мною; *
говорят устами, кивая головою:
«Он уповал на Господа; пусть избавит его, *
пусть спасёт, если он угоден Ему».

Ибо псы окружили меня; *
скопище злых обступило меня;
пронзили руки мои и ноги мои. *
Можно было бы перечесть все кости мои.

Делят ризы мои между собою, *
и об одежде моей бросают жребий.
Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; *
сила моя! поспеши на помощь мне.

Буду возвещать имя Твоё братьям моим, *
посреди собрания восхвалять Тебя.
Боящиеся Господа! восхвалите Его. *
Всё семя Иакова! прославь Его.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ
Флп 2, 6-11

Чтение Послания святого Апостола Павла к Филиппийцам.

Иисус Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознёс Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Слово Божие.

21. Чтение или пение описания Страстей Господних проходит без свечей и каждения книги. Читающий не приветствует народ и не делает крестного знамения на книге и на себе.

Страсти Господни могут читать диаконы или священники, возможно также попеременно с хором. Если есть необходимость, священник читает слова Христа. Страсти Господни может также читать один диакон попеременно со священником, читающим слова Христа. Могут читать также чтецы-миряне, причём священник, если это возможно, читает слова Христа. Количество чтецов зависит от возможностей прихода.

Только диаконы перед чтением Страстей Господних просят у священника благословение, как обычно перед Евангелием.

Для удобства читающих Страсти Господни в тексте помещены следующие знаки:

Х — слова Христа

Е — слова Евангелиста

Д — слова других отдельных лиц

Н — слова нескольких лиц или народа.

Надлежит выбрать один из двух предложенных вариантов Евангелия.

ЕВАНГЕЛИЕ
ДЛИННЫЙ ВАРИАНТ
Мф 26, 14 — 27, 66

Слава Тебе, Слово Божие.

Христос ради нас смирил Себя, * быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. * Посему и Бог превознёс Его * и дал Ему имя выше всякого имени.

Слава Тебе, Слово Божие.

Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Матфея.

Предательство Иуды Искариота

[Е] В то время: один из Двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: [Д] что вы дадите мне, и я вам предам Его? [Е] Они предложили ему тридцать сребреников. И с того времени он искал удобного случая предать Его.

Приготовление Пасхи

В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: [Н] где велишь нам приготовить Тебе пасху? [Е] Он сказал: [Х] пойдите в город к такому-то и скажите ему: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». [Е] Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Когда же настал вечер, Он возлёг с двенадцатью учениками. И когда они ели, сказал: [Х] истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. [Е] Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: [Д] не я ли, Господи? [Е] Он же сказал в ответ: [Х] опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня. Впрочем Сын Человеческий идёт, как писано о Нём; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предаётся: лучше было бы этому человеку не родиться. [Е] При сем и Иуда, предающий Его, сказал: [Д] не я ли, Равви? [Е] Иисус говорит ему: [Х] ты сказал.

Тайная Вечеря

[Е] И, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: [Х] приимите, вкусите; сие есть Тело Моё. [Е] И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: [Х] пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

Предсказание об отречении Петра

[Е] И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: [Х] все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано:

«поражу пастыря,
и рассеются овцы стада».

По воскресении же Моём предварю вас в Галилее. [Е] Пётр сказал Ему в ответ: [Д] если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. [Е] Иисус сказал ему: [Х] истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня. [Е] Говорит Ему Пётр: [Д] хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. [Е] Подобное говорили и все ученики.

Гефсиманское борение

Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: [Х] посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. [Е] И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: [Х] душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь, и бодрствуйте со Мною. [Е] И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: [Х] Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. [Е] И приходит к ученикам, и находит их спящими, и говорит Петру: [Х] так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна. [Е] Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: [Х] Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. [Е] И, придя, находит их опять спящими; ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: [Х] вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников. Встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня.

Поцелуй Иуды и взятие Иисуса под стражу

[Е] И, когда ещё говорил Он, вот, Иуда, один из Двенадцати, пришёл, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: [Д] Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. [Е] И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: [Д] радуйся, Равви! [Е] И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: [Х] друг! для чего ты пришёл? [Е] Тогда подошли, и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простёрши руку, извлёк меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсёк ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: [Х] возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут. Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть? [Е] В тот час сказал Иисус народу: [Х] как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями — взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. [Е] Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.

Иисус перед Каиафой

А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Пётр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: [Н] Он говорил: «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». [Е] И, встав, первосвященник сказал Ему: [Д] что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют? [Е] Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: [Д] заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? [Е] Иисус говорит ему: [Х] ты сказал; даже сказываю вам:

отныне узрите Сына Человеческого,
сидящего одесную силы
и грядущего на облаках небесных.

[Е] Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: [Д] Он богохульствует; на что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? [Е] Они же сказали в ответ: [Н] повинен смерти. [Е] Тогда плевали Ему в лицо и били Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: [Н] прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Отречение Петра

[Е] Пётр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: [Д] и ты был с Иисусом Галилеянином. [Е] Но он отрёкся перед всеми, сказав: [Д] не знаю, что ты говоришь. [Е] Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: [Д] и этот был с Иисусом Назореем. [Е] И он опять отрёкся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: [Н] точно и ты из них; ибо и речь твоя обличает тебя. [Е] Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: «прежде нежели пропоёт петух, трижды отречёшься от Меня». И, выйдя вон, плакал горько.

Предание Иисуса Пилату

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И, связав Его, отвели, и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Смерть Иуды Искариота

Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: [Д] согрешил я, предав Кровь невинную. [Е] Они же сказали ему: [Н] что нам до того? смотри сам. [Е] И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: [Н] непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. [Е] Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбылось сказанное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь».

Иисус пред Пилатом

Иисус же стал перед правителем. И спросил Его правитель: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Иисус сказал ему: [Х] ты говоришь. [Е] И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: [Д] не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? [Е] И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Иисус или Варавва?

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: [Д] кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? [Е] Ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: [Д] не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. [Е] Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: [Д] кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? [Е] Они сказали: [Н] Варавву. [Е] Пилат говорит им: [Д] что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? [Е] Говорят ему все: [Н] да будет распят. [Е] Правитель сказал: [Д] какое же зло сделал Он? [Е] Но они ещё сильнее кричали: [Н] да будет распят.

Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие

[Е] Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: [Д] невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. [Е] И, отвечая, весь народ сказал: [Н] кровь Его на нас и на детях наших. [Е] Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Бичевание и терновый венец

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И плевали на Него, и, взяв трость, били Его по голове. И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Распятие Иисуса Христа

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», дали Ему пить вина, смешанного с жёлчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: [Н] Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. [Е] Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: [Н] других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. [Е] Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Смерть Иисуса Христа

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: [Х] «Или, Или! лама савахфани?» [Е] то есть: [Х] «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» [Е] Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: [Н] Илию зовёт Он. [Е] И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: [Н] постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. [Е] Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: [Н] воистину Он был Сын Божий.

[Е] Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Погребение Иисуса Христа

Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, который также учился у Иисуса. Он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело. И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею; и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там и Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

Запечатанный гроб и стража

На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату, и говорили: [Н] господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: «после трёх дней воскресну». Итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: «воскрес из мёртвых»; и будет последний обман хуже первого. [Е] Пилат сказал им: [Д] имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. [Е] Они пошли, поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.

Слово Господне.

ЕВАНГЕЛИЕ
КРАТКИЙ ВАРИАНТ
Мф 27, 11-54

Страсти Господа нашего Иисуса Христа от Матфея.

Иисус перед Пилатом

[Е] В то время: Иисус стал перед правителем. И спросил Его правитель: [Д] Ты Царь Иудейский? [Е] Иисус сказал ему: [Х] ты говоришь. [Е] И, когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: [Д] не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? [Е] И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Иисус или Варавва?

На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. Был тогда у них известный узник, называемый Варавва. Итак, когда собрались они, сказал им Пилат: [Д] кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? [Е] Ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: [Д] не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. [Е] Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: [Д] кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? [Е] Они сказали: [Н] Варавву. [Е] Пилат говорит им: [Д] что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? [Е] Говорят ему все: [Н] да будет распят. [Е] Правитель сказал: [Д] какое же зло сделал Он? [Е] Но они ещё сильнее кричали: [Н] да будет распят.

Освобождение Вараввы и предание Иисуса на распятие

[Е] Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: [Д] невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. [Е] И, отвечая, весь народ сказал: [Н] кровь Его на нас и на детях наших. [Е] Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Бичевание и терновый венец

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк. И, раздев Его, надели на Него багряницу. И, сплётши венец из тёрна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: [Н] радуйся, Царь Иудейский! [Е] И плевали на Него, и, взяв трость, били Его по голове. И, когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие.

Распятие Иисуса Христа

Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: «лобное место», дали Ему пить вина, смешанного с жёлчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там. И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский». Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: [Н] Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. [Е] Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: [Н] других спасал, а Себя Самого не может спасти. Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдёт с креста, и уверуем в Него. Уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. [Е] Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

Смерть Иисуса Христа

От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого. А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: [Х] «Или, Или! лама савахфани?» [Е] то есть: [Х] «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» [Е] Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: [Н] Илию зовёт Он. [Е] И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить. А другие говорили: [Н] постой; посмотрим, придёт ли Илия спасти Его. [Е] Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.

Все становятся на колени и некоторое время сохраняют молчание.

И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святой град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и всё бывшее, устрашились весьма и говорили: [Н] воистину Он был Сын Божий.

Слово Господне.

22. После повествования Страстей Христовых следует, если уместно, краткая проповедь.Может также в течение некоторого времени соблюдаться молчание.

Произносится «Верую», затем Молитва верных.

МОЛИТВА ВЕРНЫХ

Возлюбленные братья и сёстры, Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы никто из верующих в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Посему смиренно воззовём:

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей.

1. Отче, ради Сына Твоего, принявшего Крест во искупление мира, даруй через Церковь спасение всем народам и племенам.

2. Отче, ради Сына Твоего, благослови апостольские деяния Папы нашего N., дабы его служение народу Божию привело всех к Царствию Небесному.

3. Отче, ради Сына Твоего, соделавшегося жертвенным Агнцем, дабы примирить с Тобою мир, помилуй всех неверующих и направь их на путь спасения.

4. Отче, ради Сына Твоего, ставшего послушным Тебе до смерти крестной, научи смирению и послушанию верных Твоих.

5. Отче, ради Сына Твоего, страдавшего из-за предательства учеников Своих, даруй обращение вероотступникам и врагам Церкви.

6. Отче, ради Сына Твоего, даровавшего нам усыновление детей Божиих, пробуди в нас чувство братской любви.

Боже милосердный, из любви к нам Сын Твой вступил на путь страданий; услышь молитвы наши и соделай нас способными в любых испытаниях самоотверженно служить Тебе. Через Христа, Господа нашего.

23. МОЛИТВА НАД ДАРАМИ

Господи, через страдания Единородного Твоего Сына да приблизится к нам Твоё прощение. И хотя мы не заслуживаем его своими делами, * но по милосердию Твоему да обретём его через это единственное жертвоприношение. Через Христа, Господа нашего.

24. ПРЕФАЦИЯ ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ

С. Господь с вами. Н. И со духом твоим. С. Вознесём сердца. Н. Возносим ко Господу. С. Возблагодарим Господа Бога нашего. Н. Достойно это и праведно.

Воистину достойно и праведно, должно и спасительно нам всегда и везде благодарить Тебя, Господи, Отче Святой, всемогущий, вечный Боже, через Христа, нашего Господа. Ибо Он, невинный, принял страдания ради нечестивых и несправедливо осуждён был за злодеев. Его смерть изгладила грехи наши, и Его Воскресением совершено оправдание наше. Поэтому и мы со всеми ангелами Тебя славим, в радостном восхвалении восклицая: Свят…

25. ПРИЧАСТНЫЙ АНТИФОН
Ср. Мф 26, 42

Отче, * если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, * да будет воля Твоя.

26. МОЛИТВА ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ

Господи, насытивший нас Святыми Твоими Дарами и смертью Твоего Сына давший нам надежду на блага, в которые мы веруем, смиренно молим Тебя, * Его Воскресением приведи нас к цели наших устремлений. Через Христа, Господа нашего.

27. МОЛИТВА НАД НАРОДОМ

Молим Тебя, Господи, воззри на эту Твою семью, ради которой предал Себя в руки беззаконников и претерпел крестные страдания * Господь наш Иисус Христос, / Который живёт и царствует во веки веков.

Размышление над Словом Божьим