Литургия часов

Сегодня: 25-02-2020 Вторник, время на сайте: 20:13
вторник VII рядовой недели
Час чтений

Это вступление опускается, если непосредственно перед этим произносится Предначинание.

Если Час чтений совершается непосредственно перед другим часом, то можно использовать гимн этого другого часа.

Гимн или другой гимн
Свет дневной вернулся к миру, —
возблагодарим в весельи
Бога, вознося хваленья,
благодать Христову славя.

Ибо чрез Него Создатель
дню срок положил и ночи;
вечному служа закону,
день от века ночь сменяет.

Ты — Свет истинный для верных,
над Тобой закон не властен, —
ночи мрак Тебе не страшен —
вечным ей сияньем светишь.

Внемли, Отче нерождённый, —
дай нам так прожить день этот,
чтоб Христу любезны были
мы, исполненные Духом. Аминь.

1 ант. Да восстанет Бог, * и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

Псалом 67-1
Триумфальное вхождение Господа
Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам (Еф 4, 8).

Да восстанет Бог, и рассеются враги Его, *
и да бегут от лица Его ненавидящие Его.
Как рассеивается дым, Ты рассей их; †
как тает воск от лица огня, *
так нечестивые да погибнут от лица Божия.
А праведники да возвеселятся, †
да возрадуются пред Богом *
и восторжествуют в радости.
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, *
превозносите Шествующего на небесах;
имя Ему: Господь, *
и радуйтесь пред лицом Его. Отец сирот и защитник вдов *
Бог во святом Своём жилище.
Бог одиноких одаривает домом, †
освобождает узников от оков, *
а непокорные остаются в знойной пустыне.
Боже! когда Ты выходил
пред народом Твоим, *
когда Ты шествовал по пустыне,
земля тряслась, †
даже небеса таяли от лица Бога Синая, *
от лица Бога, Бога Израилева.
Обильный дождь проливал Ты, Боже, *
владение Твоё изнемогавшее Ты подкреплял.
Народ Твой обитал в том месте; *
которое по благости Твоей Ты уготовал для бедного.
Слава Отцу, и Сыну, *
и Святому Духу.
И ныне, и присно, *
и во веки веков. Аминь.


1 ант. Да восстанет Бог, * и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

2 ант. Бог для нас — Бог во спасение; * во власти Господа врата смерти.

Псалом 67-2

Господь даёт слово; *
провозвестниц великое множество.
"Предводители воинств бегут, бегут, *
а сидящая дома делит добычу.
Когда вы опочивали в заграждениях своих, †
крылья голубицы покрылись серебром, *
а перья чистым золотом".
Когда Всемогущий рассеял царей
на сей земле, *
она стала белой, как снег на Селмоне.
Гора Божия — гора Васанская! *
гора высокая — гора Васанская!
Что вы завистливо смотрите, горы высокие, †
на гору, на которой Бог благоволит обитать *
и будет Господь обитать на ней вечно?
Колесниц Божиих тысячи тысяч; *
среди них Господь на Синае, во святилище.
Ты восшёл на высоту,
взял с Собой пленников, †
принял в дар и людей противящихся, *
чтобы обрести жилище, Господи Боже.
Благословен Господь всякий день. †
Бог заботится о нас, *
Бог спасения нашего.
Бог для нас — Бог во спасение; *
во власти Господа Вседержителя врата смерти.
Но Бог сокрушит голову врагов Своих, *
живущим в беззакониях размозжит темя.
Господь сказал: "от Васана возвращу, *
выведу из глубины морской,
чтобы в крови врагов ты погрузил ногу твою, *
и псы твои язык свой".
Слава Отцу, и Сыну, *
и Святому Духу.
И ныне, и присно, *
и во веки веков. Аминь.


2 ант. Бог для нас — Бог во спасение; * во власти Господа врата смерти.

3 ант. Царства земные! пойте Богу, * воспевайте Господа.

Псалом 67-3

Видели шествие во имя Твоё, Боже, *
шествие во имя Бога моего, Царя моего во святыне.
Впереди шли певцы, †
позади музыканты, *
в середине девы с тимпанами.
Собравшись, благословите Бога, *
хвалите Господа, семя Израилево!"
Вот Вениамин младший — ведёт их; †
князья Иудины со своими свитами, *
князья Завулоновы, князья Неффалимовы.
Яви, Боже, силу Свою *
Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!
Ко храму Твоему в Иерусалиме *
цари принесут Тебе дары.
Укроти Зверя, живущего в тростнике, *
сборище волов,
народ тельцов, хвалящийся слитками
серебра; *
рассей народы, желающие войн.
Придут вельможи из Египта; *
Эфиопия возденет руки свои к Богу.
Царства земные! пойте Богу, *
воспевайте Господа, шествующего на небесах,
небесах древних.
Вот, Он возвышает голос Свой, *
голос силы.
Воздайте славу Богу! †
величие Его — над Израилем, *
и могущество Его — на облаках.
Чуден Ты, Боже, во святилище Твоём. †
Бог Израилев Сам даёт силу и
крепость народу Своему. *
Благословен Бог!
Слава Отцу, и Сыну, *
и Святому Духу.
И ныне, и присно, *
и во веки веков. Аминь.


3 ант. Царства земные! пойте Богу, * воспевайте Господа.

Ст.   Послушаю, что скажет Господь Бог.
Отв. Он объявит мир народу Своему.

I ЧТЕНИЕ
Из книги Екклесиаста3, 1-22
Всему своё время
Всему своё время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать; время
насаждать, и время вырывать посаженное. Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.
Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.
Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьёт, и видит доброе во всяком труде своём, то это - дар Божий.
Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек; к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить; и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовёт прошедшее.
Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своём: "праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там". Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные: потому что участь сынов человеческих и участь животных -участь одна; как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом; потому что всё - суета! Все идет в одно место; всё произошло из праха и всё
возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?
Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?


ОТВЕТ 1 Кор 7, 29. 31; Екк 3, 1
Ст.   Время уже коротко, так что пользующиеся миром сим, должны быть как не пользующиеся;
Отв. Ибо проходит образ мира сего.
Ст.   Всему своё время, и время всякой вещи под небом.
Отв. Ибо проходит образ мира сего.

II ЧТЕНИЕ
Из проповеди святого Григория Нисского, епископа, на книгу Екклисиаста(Проповедь 6)
Есть время рождаться и время умирать
"Время рождаться, и время умирать" - говорит Екклесиаст. Весьма справедливо указывает он в самом начале сию необходимую связь смерти и рождения. Ибо смерть необходимо является по рождении и всё рождаемое подвержено тлению.
"Время рождаться, и время умирать". Лишь бы и мне дано было родиться во время благоприятное и умереть во время благопотребное. Ибо несомненно, Проповедник говорит о таком рождении и о такой смерти, которые не невольно и не вдруг приходят, но могут быть истинными делами добродетели. Но естественное рождение - не от воли жены, и не зависит от смерти в обыденном значении сего слова, не может быть волею избрано умирающим. А независящее от нас не можем мы называть пороком, либо добродетелью. Посему-; надлежит размыслить, что есть рождение во время благопотребное, и что - смерть во время благоприятное.
Полагаю я, блаженно такое рождение, благоприятное во времени, когда человек - по слову пророка Исаии - вступает на путь спасения своего во страхе Божием и приносит его в мир посреди страданий души рождающей. Посему мы, да будет позволено так сказать, - сами себя рождаем, когда, возлюбив благо, и свободно самих себя созидаем, рождаем и приносим в мир.
Мы творим сие тогда, когда принимаем Бога, делаемся чадами Его, чадами Всевышнего. Но и несовершенными, ущербными, рождаемся мы, когда не утвердился в нас, - как говорит святой Павел, "образ Христов". А ведь "человеку Божию" надлежит быть "совершенным" и цельным.
И, коль скоро известно, что есть рождение во время благопотребное, - ведомо равно, что есть смерть во время благоприятное. И также не неведомо, отчего для святого Павла всякое время было благопотребным ко смерти благой. Вопиет он о том в посланиях своих: "Я каждый день умираю в похвалу вашу" и: "за Тебя умерщвляют нас всякий день", и наконец: "В себе самих носим мы мертвость".
Здесь мы ясно видим, в каком смысле умирает Павел всякий день. Не живёт он для греха, непрестанно умерщвляя плоть, в себе самом нося мертвость плоти Христовой, неустанно сораспинаясь Христу, - уже не он живёт, но живёт в нём Христос. Полагаю, таковая смерть и есть смерть благопотребная, ведущая в жизнь истинную.
Говорит Господь: "Я умерщвляю и оживляю". Говорит, уча, что истинный дар Божий есть смерть греха и жизнь в Духе. Он послал смерть, посему и обещает животворить.


ОТВЕТ Втор 32, 39; Откр 1, 18
Ст.   Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю,
Отв. И никто не избавит от руки Моей.
Ст.   Я имею ключи ада и смерти.
Отв. И никто не избавит от руки Моей.

Гимн или другой гимн
Тебя, Бога, хвалим,
Тебя, Господа, исповедуем,
Тебя, Отца Вечного,
Вся земля величает.

Тебя Ангелы и Архангелы,
Тебя небеса и все силы,
Тебя Херувимы и Серафимы
Непрестанно воспевают.

Свят, Свят, Свят
Господь Бог Саваоф.
Полны небеса и земля
Величества славы Твоей.

Тебя восхваляет Собор Апостолов,
Тебя восхваляет пророков множество,
Тебя восхваляет пресветлое мучеников воинство,
Тебя по всей вселенной святая Церковь исповедует.

Отца безмерного величия,
Воистину достойного поклонения,
Единого и Истинного Твоего Сына
И Святого Духа Утешителя.

Ты Царь славы, Христе,
Ты предвечный Сын Отца,
Ты, вочеловечившийся
Для нашего освобождения,
Не возгнушался чревом Девы.

Ты, победивший жало смерти,
Открыл верующим Царство Небесное.
Ты одесную Бога
Восседаешь во славе Отчей.

Мы верим,
Что Ты придёшь судить нас.
Потому Тебя молим:
Помоги рабам Твоим,
Которых драгоценной
Кровью Твоею искупил,
Сопричти их ко святым Твоим
В вечной славе.

Спаси, Господи, народ Твой,
И благослови наследие Твоё,
Управляй им и вознеси его навеки.
Всякий день будем благословлять Тебя
И восхвалять имя Твоё во веки и веки.

Сподоби, Господи, в этот день
Сохраниться нам без греха.
Помилуй нас, Господи, помилуй нас.
Да будет милость Твоя, Господи,
Над нами, как мы уповаем на Тебя. Аминь.

Если Час чтений совершается непосредственно перед другим часом, отсюда следует перейти к Гимну следующего часа.
Молитва
Всемогущий Боже, помоги нам, чтобы, всегда размышляя об учении Твоём, мы словом и делом исполнили угодное Тебе. Через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

При общинном служении возглашается:
Ст.   Благословим Господа.
Отв. Благодарение Богу.