12.08.2020

Слово «брат» употреблено здесь в широком смысле, как «брат во Христе», то есть член христианской общины. Писание учит, что открытый упрек полезнее и для обиженного, и для обидчика, чем затаенная ненависть. Ведь целью такого упрека было прекращение вражды и примирение. Предполагается, что сам обиженный уже простил обидчика и что цель его дальнейших действий – сделать так, чтобы на виновнике не оставалось греха и чтобы он раскаялся. Поэтому если можно решить дело быстро и тайно, без свидетелей, без ненужной огласки, то нужно попытаться это сделать. Если брат послушается, то есть поймет, что он совершил грех, и раскается, это будет большая радость – как у пастуха, нашедшего потерянную овцу. Ведь тогда обиженный вернул (буквально: «приобрел») себе брата. Не восстановление попранной чести, не удовлетворение самолюбия, а любовь и спасение брата – вот главное приобретение.

о. Вальдемар Важиньски